Дополнительная. 1.Бауэр Т. Психическое развитие младенца

т бауэр психическое развитие младенца

Лекции читает кандидат психологических наук Савельева Марина Ивановна. Краткое содержание курса: 1. Предмет и методы психологического развития. 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов. 3. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов. 4. Пренатальное развитие. 5. Особенности новорожденного и младенца. 6. Ребенок второго третьего года жизни. 7. Психическое развитие дошкольника. 8. Игровая деятельность и готовность ребенка к школе 9. Особенности развития ребенка младшего школьного возраста. 10. Игровая деятельность и готовность ребенка к школе 11. Фаза взросления, и ее закономерности. 12. Акменология – изучение закономерностей взрослых. 13. Геронтология – особенности развития личности в прогрессе старения. 14.Подростки. Возраст от 10-17 лет. 15. Эмоциональное и личностное развитие в подростковом возрасте. 16. Я-концепция. 17. Когнитивное развитие человека. 18. Средний возраст человека. 19. Брачные отношения, выбор спутника жизни. 20. Возраст 40-65 лет. Возраст средней зрелости. 21. Психосоциальное развитие в поздней взрослости. 22. Смерть и умирание.

Савельева Марина Ивановна Цикл лекций «Возрастная психология»

image

249 Руб.

Найти похожий

В магазин

Титова Т., Елецкая О., Матвеева М., Куликова Н. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста Учебно-методическое пособие

image

706 Руб.

Найти похожий

В магазин

Платонова Т. Рождение младенца Христа

297 Руб.

Найти похожий

В магазин

Printio Лонгслив Джек бауэр

63 Руб.

Найти похожий

В магазин

Тулякова О. В. Влияние аэротехногенного загрязнения урбанизированной территории на физическое, психическое развитие и состояние здоровья детского населения

2199 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

1099 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

2299 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

1199 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

1099 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

2199 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

2299 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

2199 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

2299 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Психическое здоровье

1099 Руб.

Модель: Printbar

Найти похожий

В магазин

Поисковые запросы

new style high quality bamboo fiber men s socks casual business antibacterial breathable deodorant compression long socks men | бернс м мир игры overwatch | видеорегистратор rekam f370 | c graupner haltet meinen sabbat gwv 1158 48 | своими словами а пушкин евгений онегин 2019 06 19t20 00 | for vw volkswagen scirocco spoiler 2009 2017 car tail wing decoration abs piano black rear trunk roof spoiler not for r | fashion jewelry full stone brooches party sweater brooche signature c name stamp brooches 2019 hot brand fashion jewelry | thurston michael reading postwar british and irish poetry | очки солнцезащитные celine celine ce001dwiza48 | white v neck dress cover up women beach tunic pareo beach long maxi dress robe swimwear bathing suit beachwear 2xl plus size | guest edwin origines celticae a fragment and other contributions to the history of britain | хандогина е к экологические основы природопользования учебное пособие | handygoo red copper tas | original new arrival nike air huarache city low women s running shoes sneakers | summer women flats sneakers fashion bling crystal sneakers casual slip on trainers breathable vulcanize shoes zapatilla mujer | dior flash luminizer | саймон шама глаза рембрандта | histomer антцеллюлитный крем профессиональный зона 1 c 30 zone1 treatment 250 мл | barex спрей кондиционер для волос superplex anti breakage mist увлажняющий без смывания 200 мл | a derma лосьон protect восстанавливающий после загара протект ан 250 мл | а к костенюк шахматные прописи для самых умных ребят | сувенир акм зонт полуавтомат спб черный хамелеон 35sa 01bl | 2pcs h8 h11 led h16 jp hb4 9006 hb3 9005 fog light bulb 5630 33smd 6000k white car driving running lamp auto leds lights 12v | hohmann dr sandra deutsch intensiv schreiben b2 | самоделова е вкусные угощения прописи читалки | —>

1.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

3.Выготский Л.С.// Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т.4. Младенческий возраст. С.269-317; Кризис первого года жизни. С.318-339. Раннее детство. С.340-367; Кризис трех лет. С.368-375; Кризис семи лет. С.376-385; Педология подростка. С.5-242.

4.Выготский Л.С. Мышление и речь.// Собр. соч.: в 6 т. М., 1984.Т.2.

5.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

6.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М.. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Нооносфера»,1999. -277 с

7.Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

8.Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. М., 1994.



Обусловливание

Габитуацию можно рассматривать как своего рода научение — научение не реагировать на знакомый стимул, В этом разделе мы поговорим еще об одной из основных форм научения — о научении повторять действие, подкрепляемое наградой. Научение, основанное на получении подкрепления, называется оперантыым (или инструментальным) обусловливанием.

При изучении восприятия в младенчестве оперантное обусловливание используется несколькими способами. Простейший из них имеет много общего с описанной выше парадигмой габитуации/дегабитуации. Рассмотрим применение оперант-ного обусловливания при изучении восприятия речи. Начнем исследование с того, что будем подкреплять сосание ребенком соски; при этом интенсивность подкрепления будет пропорциональна интенсивности сосания. Чем быстрее будет сосать ребенок, тем чаще он будет получать подкрепление. Такая ситуация называется «сопряженным подкреплением». Подкрепление будет заключаться в том, что будет произноситься какой-либо звук речи, скажем слог «ба». Сначала это подкрепление довольно эффективно, и младенец сосет быстро. Однако затем «ба» начинает терять свою привлекательность и частота сосательных движений снижается. Такое снижение является отражением пресыщения — падения ценности подкрепления как функции от многократного подкрепления. По достижении реакции сосания низкого уровня мы меняем подкрепление «ба» на «па». Если интенсивность сосания существенно возрастет, мы сможем сделать вывод о том, что младенец отличает «па» от «ба».

При втором способе обусловливания, который называется обусловленным поворотом головы, используется способность ребенка научиться связывать определенный стимул с некоторой реакцией. Предположим, что справа от малыша подается звуковой сигнал. Сначала малыш, скорее всего, будет оборачиваться на звук; однако если этот сигнал подавать многократно, ориентировочная реакция угаснет. Но что произойдет, если добавить подкрепление? Предположим, что всякий раз, когда ребенок будет поворачиваться в ответ на звуковой сигнал, будет появляться интересный зрительный стимул, например мерцающие огоньки или движущаяся игрушка. В этом случае реакция поворота головы не будет ослабевать, а звуковой сигнал станет командой, или различителъщш стимулом, к реакции: каждый раз, когда малыш будет слышать звуковой сигнал, надеясь получить подкрепление, он будет поворачивать голову направо. Как только эта связь закрепится, стимул можно будет всячески изменять с тем, чтобы оценить возможности слухового восприятия малыша. Для определения порога слуховой чувствительности ребенка мы могли бы изменять интенсивность или частоту звукового сигнала (например, Schneider, Trehub, & Bui!, 1980). Или же мы могли бы предъявлять два разных стимула, только один из которых был бы связан с подкреплением. Поворот головы в ответ лишь на один из стимулов свидетельствовал бы о том, что малыш воспринимает разницу между стимулами.

Третий подход, основанный на обусловливании, сходен с описанной только что процедурой, однако здесь, кроме всего вышесказанного, делается акцент на генерализации. Генерализация — это перенос реакции, вызванной одним стимулом, на другие, похожие на предыдущий стимулы. Поскольку степень генерализации зависит от уровня сходства между исходным и новым стимулом, генерализацию можно использовать для оценки того, насколько сходными воспринимает малыш некие два стимула.

В качестве примера рассмотрим эксперимент Бауэра (Bower, 1966). Исследование Бауэра было направлено на изучение одного из классических вопросов теории восприятия: константности. Константность действительно является вопросом для теории восприятия, поскольку мы воспринимает окружающее лучше, чем должны были бы воспринимать, учитывая то, какое изображение мы получаем на сетчатке. К примеру, нам как-то удается воспринимать вещи обладающими постоянными размерами, несмотря на непрерывное изменение величины образа на сетчатке; обладающими постоянной формой — несмотря на непрерывное изменение ориентации предмета в пространстве и т. д. Конкретный вопрос, к изучению которого обратился Бауэр, касается константности величины объектов в восприятии младенцев. Видит ли младенец мир, так же как и мы, состоящим из предметов, которые обладают постоянными размерами, или предметы в восприятии младенца увеличиваются (уменьшаются) с увеличением (уменьшением) образа на сетчатке? Бауэр начал с того, что вызвал у своих испытуемых (младенцев в возрасте 60-80 дней) простую обусловленную реакцию поворота головы для получения подкрепления. Как и в только что рассмотренных исследованиях, обусловливание было проведено с использованием различительного стимула. В исследовании Бауэра различительным стимулом был куб со стороной’ЗО см, появлявшийся перед младенцем на расстоянии 1 м. Повороты головы подкреплялись только при появлении куба; при его отсутствии они не получали подкрепления. То есть на первом этапе исследования младенцы научались поворачивать голову всякий раз, когда куб появлялся перед ними на строго определенном расстоянии.

На втором этапе исследования проводилась проверка генерализации. Каждому младенцу в определенном порядке предъявлялось по 4 стимула. Характеристики этих стимулов представлены в табл. 10.2. Если бы у младенцев восприятие величины зависело бы от образа на сетчатке, они должны были бы реагировать на стимул 4 так же, как и на стимул 1. В действительности, как явствует из таблицы, к стимулу 4 отношение было совершенно иное, чем к стимулу 1, что выражалось наиболее низким уровнем реагирования. Однако стимул 2 — обладавший такими же размерами, как и стимул 1 — вызнал довольно высокий уровень реагирования, хотя и находился на ином расстоянии и поэтому по-другому отражался на сетчатке. Именно на этом основании Бауэр и заключил, что уже 2-месячные младенцы обладают способность константно воспринимать величину объекта.

Должен отметить, что эксперимент БауЭра воспроизводился в дальнейшем переменным успехом. Однако для нас скорее важна методология, а не то, верным!

или ошибочными оказались выводы о константности. Как и габитуация, генерализация представляет собой простой, но довольно эффективный метод определения того, что для младенца выглядит одинаковым, а что — нет. Как и подход, основанный на габитуации, подход, основанный на генерализации, можно использовать для изучения многих аспектов восприятия.

Таблица 10.2 Стимулы и результаты фазы генерализации в проведенном Бауэром исследовании константности восприятия величины объектов

Стимул Связь с различительным Среднее
Размеры Расстояние стимулом количество реакций
30 см 1 м Идентичен 98
30 см 3 м Тех же размеров 58
90 см 1 м На том же расстоянии 54
90 см 3 м Тот же образ на сетчатке 22

Источник: «The Visual World of Infants» , G. R, Bower, 1966, Scientific American, 215, 90-92.

Главная Коллекция «Otherreferats» Психология Психологическое развитие младенцев

Особенности психического развития ребенка от рождения до года. Методы исследования психики новорожденных и младенцев. Исследования явления госпитализма и социально-эмоционального развития у младенцев. Воспитательные задачи, стоящие перед матерью и семьей.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 02.07.2016
Размер файла 814,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

image

Книга английского психолога Т. Бауэра посвящена развитию психических процессов в раннем детстве: от рождения до появления речи. Подробно рассматриваются вопросы соотношения созревания и научения, становления различных форм пространственного предметного восприятия, формирования более сложных видов познавательной активности младенца. Книга одновременно может служить пособием для студентов, а также ценным источником сведений для исследователей и практиков.

Издательство: «Прогресс» (1979)

Формат: 84×108/32, 320 стр.

Другие книги схожей тематики:

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Савельева Марина Ивановна Цикл лекций «Возрастная психология» Лекции читает кандидат психологических наук Савельева Марина Ивановна. Краткое содержание курса: 1. Предмет и методы психологического развития. 2. Психическоеразвитие человека в трудах зарубежных… — @студия ГЛАГОЛ, @ @ @ @ Подробнее… 249 аудиокнига

См. также в других словарях:

  • РАЗВИТИЕ Я — – становление, взаимодействие и увязывание между собой различных психических функций, составляющих внутреннюю организацию личности.    С точки зрения З. Фрейда, разнообразные функции Я способствуют адаптации человека к внешней реальности, тесно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… …   Энциклопедия Кольера

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга ….. . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга…………. 489 Bee головного мозга…………..502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА — ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА. Содержание: I. Эмбриология, анатомия и гистология … 16 II. Биохимия………………. 22 III. Патологическая анатомия ……… 2 2 IV. Патологическая физиология……… 28 V. Функциональная диагностика…….. 30 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Дошкольное детство —     период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3 5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет …   Педагогический терминологический словарь

  • НЕОПСИХОАНАЛИЗ —         Изучение истории психоанализа, приближающегося к концу первого века своего существования, показывает, что это не статическая и монолитная теория, а динамическая, с постоянно изменяющейся и расширяющейся системой взглядов на человеческую… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • гештальтпсихология — (от нем. Gestalt образ, форма) направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Г.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Детская психология —         отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… …   Большая советская энциклопедия

  • Забота — – занятость мыслей чем то, каким то делом, обеспокоенность им. Здравствуй, Софья, что ты Так рано поднялась! а? для какой заботы? (А. Грибоедов, Горе от ума). Ср. озабоченность, беззаботность. * * * – постоянная поддержка, обеспечивающая не… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Павел 1 — Павел I Петрович Портрет работы Степана Щукина …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий