Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей

Перинатальное поражение нервной системы у детей в последние годы становится одной из ключевых проблем. По данным литературы, в настоящее время из 100 новорожденных детей здоровыми рождаются около 15. Распространенность родовой травмы позвоночника и спинного мозга в среднем составляет 19,6-96,0%. Такой разброс обусловлен отсутствием единой классификации и различной интерпретацией структуры данной патологии различными классическими школами неврологии на территории бывшего Советского Союза. В аллопатической медицине в настоящее время при интранатальных травмах шейного отдела позвоночника традиционно применяется фиксация шейного отдела воротником Шанца (модификация для новорожденных), прием сосудистых препаратов, физиолечение. Эффективность данных мероприятий разнонправленна из-за ???. Ротационные подвывихи С0-С1-С2 у детей раннего возраста приводят к нарушениям не только на уровне повреждения, но и в целом на организменном уровне.

Так как по краю большого затылочного отверстия и на уровне С2 идет прикрепление твердой мозговой оболочки, которая затем «чулком» спускается до уровня S2, ротация на верхнем шейном уровне приводит к нарушению кинетики затылочной кости и крестца, по сути всей кранио-сакральной оси. Ротация затылочной кости приводит к возникновению дисфункций сфено-базилярного симфиза (СБС) (торсий, SBR, стрейнов), которые в свою очередь приводят к нарушению на уровне мембран взаимного натяжения, изменяя нормальную гемо- и ликвородинамику головного и спинного мозга. Нормальное движение мембран взаимного натяжения в фазу черепного вдоха и выдоха обеспечивает адекватное дренирование венозных синусов головного мозга, при этом 90-95% венозной крови из полости черепа оттекает по внутренней яремной вене и только 5-10% попадает в систему наружной яремной вены.

Таким образом, нарушение кинетики СБС в целом и мембран взаимного натяжения приводит к нарушению нормальной циркуляции венозной крови в системе венозных синусов черепа. С другой стороны, при ротации и нарушении кинетики затылочной кости появляется зона остеопатического конфликта на уровне югулярного отверстия, через которое и проходит внутренняя яремная вена (вместе с задней менингеальной артерией и 9,10,11 парами черепно- мозговых нервов), что в конечном итоге также приводит к затруднению венозного оттока из полости черепа и развитию синдрома внутричерепной гипертензии и бульбарного синдрома. К глоточному бугорку затылочной кости прикрепляется общая эндофасция, окружающая все органы грудной и брюшной полости. При нарушении кинетики затылочной кости и баланса в зоне С0-С1-С2 возникает висцероспазм, который может развиться в любом органе, с последующим развитием нарушения мобильности и мотильности заинтересованного органа и последующими клиническими проявлениями.

Еще одна зона остеопатического конфликта- это канал позвоночной артерии, образованный задней атланто- затылочной мембраной и бороздой позвоночной артерии на атланте. При ротационных повреждениях на уровне С0-С1 происходит спазм артерии на стороне, противоположной направлению ротации головы, так как позвоночная артерия имеет богатую иннервацию и окружена периартериальной симпатической цепью из нижнего шейного симпатического узла.

Таким образом, полученная интранатальная травма верхнее-шейного отдела позвоночника затрагивает не только локально зону повреждения, но и приводит к каскадному развитию повреждений на уровне органов и систем (или непосредственно, или вторично за счет нарушений кровоснабжения, иннервации, трофики) и в целом на уровне всего организма, что в конечном итоге приводит к дезадаптации и нарушению нормального развития ребенка Исходя из вышесказанного и из опыта лечения детей первого года жизни можно сделать следующие выводы:

  1. Остеопатическая коррекция ротационных подвывихов С0-С1-С2 у детей до года на сегодняшний день является единственным эффективным методом лечения данной патологии и обладает рядом преимуществ: хорошей переносимостью лечения, малым количеством сеансов проводимой терапии, отсутствием противопоказаний и побочных эффектов при наличии соответствующей подготовки специалиста.
  2. При работе необходимо учитывать временной фактор — наиболее эффективна остеопатическая коррекция, проводимая в первые часы и дни после рождения ребенка.
  3. Медикаментозное аллопатическое лечение последствий интранатальной травмы шейного отдела позвоночника не эффективно.

Публикуем статью об одном из распространенных симптомов при деменции — возбуждении, или ажитации. Статья была впервые опубликована в канадском медицинском журнале Family Health Online. Благодарим коллег за возможность перевести ее на русский язык и сделать доступной русскоязычной аудитории.

При деменции умственные способности и поведение пациента меняются из-за того, что поражается головной мозг. Причиной деменции могут быть различные заболевания, в том числе болезнь Альцгеймера. Около половины пациентов с деменцией в отдельные моменты болезни испытывают возбуждение, или ажитацию. Оно влияет на качество жизни как самих пациентов, так и тех, кто за ними ухаживает, – особенно если это преимущественно члены семьи. Поскольку зачастую эта ситуация означает, что за близким нужен постоянный присмотр, ухаживающие могут жить в состоянии непреходящего сильного стресса, что подрывает их собственное физическое и душевное здоровье. Правильная работа с поведенческими нарушениями может улучшить самочувствие и пациента, и ухаживающего.

Формы возбуждения при деменции: какими они бывают?

Состоянием возбуждения или ажитацией называют патологическую физическую или словесную активность. Вызванное им поведение может быть как агрессивным, так и неагрессивным. Примеры неагрессивного поведения — хождение по комнатам, блуждание, повторяющиеся действия или высказывания, жалобы, перебивание. К агрессивному поведению относят крик или удары.Человек в деменции срывает с себя подгузник. Что делать?О вариантах решения распространенной проблемы говорят специалисты по уходу за тяжелобольными людьми

Возможные причины возбужденного состояния 

Заболевания

Поведенческие нарушения порой бывают единственным признаком медицинских проблем у больных деменцией. Пациенты могут приходить в возбуждение при запорах, обезвоживании, боли или инфекционном процессе. Ухудшение состояния человека при любом имеющемся заболевании тоже может вызывать такое поведение.

Делирий

Делирий – это острое состояние помрачения сознания, приводящее к патологической активности и сужению объема внимания. Он часто вызывается медицинскими проблемами, например, недостаточностью щитовидной железы, инфекцией, лекарственными препаратами. Если больной деменцией приходит в возбуждение, всегда необходимо исключить делирий.

Стресс, связанный с окружающей обстановкой

Люди с деменцией предпочитают стабильную и предсказуемую обстановку. Любые перемены в окружении могут послужить триггером для возникновения возбуждения: например, изменение распорядка дня, питания, уровня шума, визуальных стимулов или даже появление нового ухаживающего. 

Лекарственные средства

Ажитация у некоторых пациентов вызывается как безрецептурными, так и рецептурными препаратами. Причиной этого состояния могут быть такие лекарственные средства, как стероиды, спазмолитики и антидепрессанты. К возникновению возбуждения при деменции может также приводить синдром отмены алкоголя, наркотических обезболивающих и седативных препаратов.

Психические расстройства

Депрессия, маниакальный синдром, тревога, психоз – вот некоторые состояния, которые лежат в основе состояния возбуждения у больных деменцией. При мании могут возникать такие поведенческие нарушения как «фонтанирование» идеями, быстрая, напористая речь. При психозе человек может видеть или слышать несуществующее: например, пациенты могут беспокоиться из-за якобы украденных вещей (на самом деле, конечно, никто ничего у них не крал).

Деменция

Деменция сама по себе может быть причиной серьезных поведенческих проблем. Однако, прежде чем делать заключение, что именно она вызывает нарушения поведения, необходимо рассмотреть и исключить факторы, перечисленные выше.Болезнь Альцгеймера как дорога: поддержка в период «долгого прощания»Как понять, сигнализируют ли изменения, происходящие с близким человеком, о проблеме или они лишь часть процесса старения?

Как лечат возбуждение при деменции?

Немедикаментозные методы

Контролировать поведенческие симптомы при деменции помогает корректировка поведения ухаживающих, а также изменение окружающей обстановки.

Изменить поведение тех, кто ухаживает за больным

Терапевтическое прикосновение

Простое прикосновение (например, когда мы держим кого-то за руку) демонстрирует заботу, но оно способно и спровоцировать возбуждение, если человек хочет побыть в одиночестве. Необходим индивидуальный подход, нужно ориентироваться на ответную реакцию пациента.

Переключение внимания

Приемы переключения внимания отвлекают пациентов от состояния возбуждения, перенаправляя на выполнение какой-то задачи. Эффективные и простые примеры – попробовать вовлечь человека в беседу или привлечь его к участию в каком-либо социальном мероприятии.

Признание

Это метод, при котором мы ориентируемся на эмоциональную составляющую высказывания в большей степени, чем на фактическое содержание разговора. Другими словами, нужно обратиться внимание на ту эмоцию, которую выражает человек, и признать, что она есть. Например: «Похоже, для тебя это приятно» или «Чувствуется, что вам сейчас грустно».

Общение

Очень важно наладить простую словесную коммуникацию с больными деменцией. Говорите низким голосом, четко и медленно. Короткие, четкие фразы лучше всего помогают человеку понять сказанное. Вопросы должны формулироваться так, чтобы на них можно было дать простой ответ, например, «да» или «нет». Стоит обратить внимание и на невербальную составляющую общения. Напряженная поза, нахмуренные брови и быстрые движения воспринимаются как недружелюбность. И наоборот: спокойная манера, зрительный контакт и расслабленная поза оптимальны. Постарайтесь, чтобы ваши вербальные и невербальные сигналы совпадали.

Изменить окружающую обстановку

Убираем раздражители

Обилие зрительной и звуковой информации в одно и то же время может быть пагубным для человека с деменцией. Слишком громкий звук из телевизора или радиоприемника, яркое освещение, суета могут быть очень тягостны для больных. Положительно на них влияет пребывание в тихой, спокойной и привычной обстановке.

Налаживаем режим дня

Пациентам с деменцией необходим такой режим дня, при котором определенные дела и мероприятия проходят в привычное время с с участием хорошо знакомых им людей. Стабильное расписание помогает пациентам удерживать в памяти события и снижает тревогу.

Отсутствие физического стеснения

Фиксация человека не сокращает число падений или травм. Напротив, использование мер стеснения может стать их причиной. Кроме того, не исключены проблемы, связанные с недостатком движения (пролежни и мышечная слабость). Физического стеснения нужно максимально избегать, а необходимость в нем следует прежде всего обсудить с лечащим врачом.

Кстати, к физическому стеснению может быть отнесено ношение подгузников. Человеку непривычно носить впитывающее белье, он чувствуют стеснение, раздражается и срывает подгузник. В статье «Впитывающее белье для взрослых» мы писали о том, какой тип подгузников оптимален для пожилых людей с деменцией.

Подбираем музыку

Музыка может успокаивать людей с деменцией, находящихся в состоянии ажитации – особенно если она хорошо им знакома.Лора Уэймен о проблеме деменции: письмо геронтолога из СШАО том, как справляются с проблемой деменции в Америке, почему всем важно знать симптомы заболевания и как вести себя в сложных ситуациях с больным деменцией

«Метод трех П»

Причина (то, что предшествовало событию) – поведение последствия. «Метод трех П» направлен на выявление «триггеров» состояния возбуждения. Те, кто ухаживают за больным деменцией, должны вести дневник поведения пациента. Постарайтесь выявить событие, предшествовавшее началу возбуждения. Опишите, как именно проявлялось последовавшее за этим возбуждение и всё то, что способствовало изменению такого поведения. Корректируя окружающую обстановку в соответствии с выводами, которые вы сделали, вы можете уменьшить ажитацию дементного больного.

Рассмотрим пример. П (причина) – пациент смотрит хоккейный матч по телевизору, П (поведение) – становится беспокойным и громко говорит, П (последствия) – такое поведение прекращается, как только телевизор выключают. В этом случае проблема кроется в просмотре хоккейного матча. Если он обычно вызывает у человека возбуждение, возможно, просмотра матчей следует избегать.

Использование лекарственных средств

Некоторые типы деструктивного поведения корректируются медикаментозно. Медикаментозная терапия применяется, если корректировка поведения ухаживающих лиц и изменения в окружающей обстановке не дают результата: состояние возбуждения у пациента не проходит. Либо же — в случаях, когда его поведение становится опасным. При этом возможно использование широкого спектра препаратов.

Тип выбранного препарата зависит от причины возбуждения. Во время лечения нужно проверять состояние пациента для контроля эффективности препарата и его побочных действий.

Состояние ажитации при деменции может стать серьезной проблемой. Любой пациент с недавними или прогрессирующими изменениями в поведении нуждается в помощи врача, чтобы понять, почему он стал так себя вести. На первом этапе лучше всего опробовать немедикаментозные методы. Но, как мы говорили выше, только их может быть недостаточно. Если контролировать поведение [пациента] невозможно, следующий шаг — рассмотреть возможность медикаментозной терапии.

Помните, что вы не одиноки! Когда вы ухаживаете дома за близким человеком с деменцией, подспорьем для вас может стать доверительное общение с лечащим врачом.

Благодарим за перевод волонтера фонда «Вера» Анну Борисову

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

UpToDate —> —> 27 января 2021

Когда детям разрешают сладкое в неограниченном количестве, они становятся дикими, всюду носятся и натыкаются на все поверхности. Таким или подобным наблюдением может поделиться большинство родителей. В данной статье мы зададимся вопросом, выдерживает ли этот факт научную проверку.

Допустим, вы в гостях, и там присутствует около двадцати детей в возрасте от 3 до 6 лет. Оглушительный шум, конфетницы пусты. Вопли радости в воздухе; родители восхищаются тем бедламом, который устроило их потомство под влиянием потребленных сладостей.

А что говорит наука по этому поводу? Действительно ли сахар повышает риск гиперактивности у детей? Ответ может показаться удивительным: «по всей вероятности, нет». Любой, кто видел скопление детей на сладкой вечеринке, отнесется к этому заключению с недоверием. Поэтому обратимся к доказательствам, существующим на данный момент.

Сахар и гиперактивность у детей

Вопросом в такой постановке исследовательский сектор медицины озадачился еще в 1990-е годы, и в тот период было осуществлено множество серьезных работ по данной проблематике. В 1995 году JAMA (Прим. Лахта Клиники: JAMA, т.е. The Journal of the American Medical Association, – один из ведущих медицинских журналов мира) опубликовал результаты метаанализа, которому были подвергнуты наиболее значимые научные статьи того времени. Подход к анализу был достаточно строгим и корректным: учитывались только те исследования, которые проводились «слепым» способом с использованием плацебо. Это означает, что участвовавшие в исследованиях дети, родители и учителя не знали, кто на самом деле получает сахар, а кто безвредную «пустышку».

Завершив метаанализ, авторы пришли к заключению о том, что «…полученные данные свидетельствуют об отсутствии влияния сахара (сахарозы) на поведение и когнитивные способности детей». Однако авторы все же отметили, что не могут достоверно исключить наличие некоего «слабого эффекта». Как обычно в подобных случаях, подчеркнулась необходимость дополнительных исследований на больших выборках.

Кроме того, существует вероятность, что различные категории детей реагируют на сахар по-разному. И тем не менее, о том эффекте, который описывают и в который верят родители, в общем и целом не может быть и речи.

Некоторые дети более чувствительны к сахару?

Нередко родители утверждают, что их конкретный ребенок к сахару как-то особенно чувствителен. Чтобы проверить, возможно ли такое, в одном из исследований сравнивались две группы детей:

а) 25 «обычных» детей в возрасте от 3 до 5 лет;

б) 23 ребенка в возрасте от 6 до 10 лет, у которых их родители якобы наблюдали повышенную сенситивность к сахару.

Каждая из семей, участвовавших в исследовании, в течение 3 недель соблюдала ту или иную экспериментальную диету. Эти рационы включали:

1 диета – высокое потребление сахарозы без искусственных подсластителей.

2 диета – низкое потребление сахарозы плюс аспартам в качестве подсластителя;

3 диета – низкое потребление сахарозы плюс сахарин (плацебо) в качестве подсластителя.

Как поясняли авторы, аспартам был включен в исследование потому, что он «…также считается возможной причиной гиперактивности и других проблем с поведением у детей». Все три диеты исключали искусственные пищевые красители, добавки и консерванты. Еженедельно исследователи оценивали поведение и умственную работоспособность детей. По результатам обработки этих данных был сделан вывод о том, что:

«У детей, описываемых как чувствительные к сахару, не было выявлено статистически значимых различий (которые зависели бы от типа соблюдаемой диеты) ни по одной из 39 поведенческих и когнитивных переменных. Для детей дошкольного возраста только 4 из 31 показателя значимо различались в трех диетах, и в этой тенденции не наблюдалось каких-либо устойчивых паттернов».

В 2017 году исследование подобной направленности было опубликовано в International Journal of Food Sciences and Nutrition. Изучалось влияние потребления сахара на сон и поведение 287 детей в возрасте от 8 до 12 лет.

Посредством опросников ученые собирали информацию о частоте приема пищи, индивидуальных особенностях сна и поведения, а также основных социально-демографических показателях. К своему удивлению, организаторы исследования обнаружили, что 81% детей превышают рекомендованную суточную норму потребления сахара. Тем не менее, анализ накопленных данных показал, что «общее потребление сахара не было связано ни с поведенческими проблемами, ни с нарушениями сна, и не влияло на взаимосвязи между этими переменными».

Обобщение всех существующих на сегодняшний день научных данных приводит к выводу о том, что если даже сахар как-то способствует гиперактивности, то этот эффект в любом случае слаб и не может быть экстраполирован на большинство детей.

Так почему же идея столь живуча?

Здесь некоторые родители могут спросить: «Если нет научных доказательств того, что сахар вызывает гиперактивность у всех детей вообще, отчего он ее вызывает у моего ребенка?». К сожалению, вина частично ложится на неадекватные родительские ожидания.

Исследование, проливающее свет на эту проблему, появилось в Journal of Abnormal Child Psychology в 1994 году. Было обследовано 35 мальчиков в возрасте 5-7 лет, которые в поведенческом плане описывались матерями как «сахар-чувствительные».

Обследуемые были разделены на две группы, и обе они получали плацебо в виде аспартама. Половина матерей об этом знала, однако другая половина была уверена в том, что дети получают большие дозы сахара. Исследователи снимали на камеру взаимодействие матерей и сыновей, а потом задавали ряд вопросов об этом. И вот что было обнаружено:

«Матери, проявляющие выраженное «ожидание сахарного эффекта», оценивали своих детей как существенно более гиперактивных. Наблюдения за поведением показало, что такие матери были склонны контролировать ситуацию физическим взаимодействием, а также критиковать, следить и разговаривать с сыновьями больше, чем контрольные матери».

Кроме того, определенную роль в поддержании мифа играют средства массовой информации. Термин «сахарная лихорадка» появляется в мультипликационной и кинопродукции, кочует из фильма в фильм и, в целом, употребляется как нечто самоочевидное.

Еще один фактор – обстановка и условия, в которых ребенку могут давать избыточные сласти. Классический сценарий – это полная комната детей на дне рождения. В этой среде дети веселятся, развлекаются и, с большой вероятностью, становятся легко возбудимыми, – независимо от количества съеденных конфет.

Аналогичным образом, если использовать конфеты как рычаг управления и поощрительное спецсредство, одного факта получения вкусной награды может быть достаточно для всплеска высокооктановой активности.

Откуда проистекает эта идея?

Возможное влияние сахара на состояние здоровья широко обсуждается на протяжении последнего столетия. По сей день выполняется значительный объем научных работ, целью которых является лучшее понимание всех аспектов воздействия этого сладкого химического вещества на здоровье человека.

В 1947 году доктор Терон Дж. Рэндольф опубликовал статью, посвященную возможной роли пищевой аллергии в развитии синдрома хронической усталости, раздражительности и поведенческих проблем в детском возрасте. Среди прочих факторов описывалась чувствительность к кукурузному сахару или кукурузному сиропу как предполагаемая причина синдрома «напряжения-усталости» у детей, симптомы которого включают утомляемость и раздражительность.

В 1970 году сахар подозревали в способности вызывать реактивную или функциональную гипогликемию, – иными словами, падение концентрации сахара в крови после приема пищи, – что, согласно этому предположению, могло индуцировать симптомы тревожности, спутанности сознания и раздражительности.

Это были две наиболее известные теории подобного рода, которые поддерживали веру в то, что сахар может негативно влиять на поведение детей: якобы он вызывает либо аллергическую реакцию, либо гипогликемию, как при диабете. Однако ни одна из этих теорий так и не нашла подтверждений.

Другое, более простое объяснение могло бы заключаться в том, что сладкие десерты вызывают, наоборот, кратковременный подъем уровня глюкозы в крови, то есть гипергликемию. Но симптомы гипергликемии – это жажда, частое мочеиспускание, усталость, раздражительность, тошнота. Гиперактивность к этой симптоматике не относится.

В конце 1970 – начале 1980-х годов отмечался новый всплеск научного интереса к теориям «сахар-гиперактивность». В ряде публикаций сообщалось о том, что гиперактивные дети потребляли больше сахара, чем их сверстники без этого синдрома. Однако это были исследования методом «поперечного среза»: изучению подвергалась одна и та же популяция детей в один и тот же период времени. Как отмечают авторы упомянутого выше метаанализа, таким способом невозможно установить, вызывает ли сахар гиперактивность или, напротив, гиперактивность приводит к повышенному употреблению сахара.

Современные исследования

В 1990-х годах поиск потенциальных причинно-следственных связей между сахаром и гиперактивностью был практически свернут, и большинство экспертов считают, что этот вопрос закрыт. Есть, однако, одна область, где исследования продолжаются.

Если у подавляющего большинства детей сахар не вызывает аномального всплеска активности, то как обстоят дела у тех детей, которые действительно страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Ученые подошли к данной проблеме с двух направлений. Часть работ посвящена вопросу о том, может ли рацион с повышенным потреблением сахара увеличить риск развития СДВГ, тогда как другие исследовательские группы стремятся установить, усугубляет ли сахар симптоматику этого расстройства.

Типичным примером публикаций представителей «первого лагеря» можно считать работу, опубликованную в 2011 году по результатам обследования 107 пятиклассников: «существенных ассоциаций […] между общим объемом потребляемого с едой сахара и риском развития СДВГ не обнаружено». В поисках более долгосрочных эффектов был предпринят систематический обзор и метаанализ, результаты которого опубликованы в 2019 году в Journal of Affective Disorders. Авторы пришли к выводу, что «диета с высоким потреблением рафинированного сахара и насыщенного жира может увеличить риск СДВГ» и что профилактикой является рацион, обогащенный фруктами и овощами. Однако сами же авторы обзора подчеркивают, что доказательства в целом были слабыми. В частности, из четырнадцати исследований, в которых утверждалась связь между рационом и вероятностью СДВГ, десять были организованы методами «поперечного среза» или «сходных случаев» (случай-контроль). Оба подхода является сугубо наблюдательными и несовершенными с методологической точки зрения. Метод «поперечного среза» не может применяться для установления причинно-следственных связей: он позволяет лишь выявить одновременное наличие двух феноменов, но не позволяет судить о том, какой из них появился первым. Метод «случай-контроль» дает возможность получить более убедительные доказательства: объектом исследования здесь как раз и выступают потенциальные причины или факторы риска, – после отбора тех людей, кто имеет интересующую исследователей проблему со здоровьем (изучается частота встречаемости тех же факторов в группе лиц, не страдающих данным заболеванием или расстройством). Здесь к неточным результатам и неправильным выводам может привести систематическая ошибка памяти: например, люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут ретроспективно вспоминать о том, что злоупотребляли сахаром, – исключительно потому, что такая связь является ожидаемой.

Авторы метаанализа отмечают еще один важный момент: есть определенные доказательства того, что люди с СДВГ переедают чаще, чем люди с нормальным уровнем активности. Это может означать, что повышенное потребление продуктов, активирующих мозговую «систему подкрепления», является не причиной и не фактором риска СДВГ, а результатом этого расстройства.

В заключение

Все указывает на то, что у подавляющего большинства детей сахар не вызывает гиперактивности. Будущие исследования, более масштабные и продолжительные, могут и выявить какие-то слабые статистические эффекты, но в любом случае теория о причинно-следственной связи есть не более чем миф.

И очень важно подчеркнуть: этим однозначным выводом отнюдь не отменяется тот факт, что злоупотребление сахаром приводит к избыточной массе тела, кариесу, сердечнососудистым и многим другим заболеваниям. Понаблюдайте за своими детьми, да и за собственным ежедневным рационом. С 2015 года известна безопасная ежедневная доза сахара, определенная экспертами ВОЗ в результате очень серьезных специальных исследований: речь идет о ставших уже знаменитыми «шести чайных ложечках в день». И не более того.

По материалам сайта Medical News Today

UpToDate Послеполуденная дрема как профилактика деменции
UpToDate Хроники пандемии: британская мутация может оказаться более смертоносной
UpToDate Медицинские мифы. Всё о сахаре

Любой родитель хочет, чтоб ребенок чисто и складно говорил. Но развитие речи – настоящий бич современности. Одни дети начинают поздно говорить, другие, если не заикаются, то говорят невнятно, шепелявят, картавят или попросту не могут подобрать нужных слов. Позже пишут коряво и с ошибками. Выход всегда находится – кабинет логопеда. Но бывало ли у вас так, что логопедические занятия не приносят желаемого результата? Не идет постановка звука, потому что язык не укреплен, плохой почерк, потому что моторика рук слабая. Получается, что у В«домаВ» еще не достроен первый этаж, а мы уже строим третий.

В 

На помощь приходят стремительно развивающиеся нейронауки: нейропсихология, нейродефектология, нейрологопедия, нейропедагогика, позволяющие выявить первопричину нарушения и работать над проблемой последовательно.

В 

Как устроен мозг человека

В 

Нейропсихология – наука, изучающая связи в головном мозге, функционирование тех или иных его участков и их влияние на психические процессы.

В 

Человеческий мозг состоит из трех блоков, которые формируются в разном возрасте:

1-й блок – энергетический.В  Начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и до 3 лет. У новорожденного 1-й блок мозга сформирован на 75%, с его помощью регулируется тонус человечка, переключаемость от сна к бодрствованию.

2-й блок – хранилище поступающей и перерабатываемой информации. В норме его формирование приходится на возрастной отрезок 3-8 лет. Этот блок отвечает за аналитико-синтетическую деятельность, технические возможности психики.

3-й блок – самый высокий этаж, где осуществляется программирование любой деятельности, регулировка и контроль поведения. Формируется с 7 лет до 15-16. В его состав входят лобные доли головного мозга, которые отвечают за целеполагание и адекватное поведение в целом. Полное созревание 3-го блока мозга происходит в 21 год.

В 

Признаки недоразвития блоков мозга

В 

Первый блок организует эмоциональные состояния ребенка такие, как страх, удовольствие, боль, раздражение, гнев, радость. Это фундамент для развития памяти, внимания и мотивации к любой деятельности.

В 

Если 1-й блок мозга был сформирован не до конца, у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, вялость, эмоциональные вспышки, неврастения. Такие дети не просто капризны, они болезненно реагируют на любой раздражитель: свет, звук, прикосновение. У них частые аллергии, понижен иммунитет, они часто болеют. Мышцы или слабые, или напряжены, что приводит к слабости пальчиков рук, плохому почерку, общей двигательной неловкости, подергиванию языка (синкинезии), пониженной подвижности глаз. Отсюда вытекают такие нарушения речи, как дизартрия, дисграфия, дислексия.

В 

image

В 

Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию на слух и различению звуков. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность. Осведомленность об окружающем мире минимальная.

В 

3-й блок мозга будет нормально функционировать при стабильных первых двух. Он отвечает за накопление информации: усвоение правил и алгоритмов, умение применять их на практике, планирование деятельности, произвольное внимание, контроль поведения, эмоций, развитие волевых усилий. Если 3-й блок мозга развивается плохо, ребенок часто отвлекается на уроках, безразличен к любым видам деятельности, имеет скудный словарный запас, допускает множество ошибок на письме, не умеет применять правила и решать смысловые задачи.

В 

Причины мозговых нарушений

В 

Недосформированность блоков мозга может возникать как в силу биологических, так и социальных причин. К биологическим отнесем патологии во время беременности, гипоксию плода, инфекционные заболевания. Также перинатальное повреждение нервной системы, родовые травмы и как следствие – минимальную мозговую дисфункцию (ММД), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ), внутричерепную гипертензию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержку речевого развития (ЗРР), дизартрию, дискалькулию, дисграфию, задержку психического развития (ЗПР).

В 

К социальным относится педагогическая запущенность и сенсорная депривация, стремительно набирающая обороты в последнее время. В первые три года жизни ребенку необходимо эмоциональное развитие. Как можно больше ласковых прикосновений, погружение в мир, наполненный разными на ощупь предметами, звуками, цветовыми стимулами, движениями.В 

В 

В В image

В 

Многие дети уже с двух лет погружаются в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Не доползал свое в раннем возрасте – нарушена ориентация в пространстве, логическое мышление, плохо переключается артикуляция. Отсюда и речь невнятная. Также в этом возрасте развивается мотивация, то есть интерес к окружающему миру и желание что-то делать. Почему современные дети в большинстве своем уже в 5 лет ничего не хотят делать, им неинтересно? Вывод очевиден: недоразвит 1-й блок мозга.

В 

Нейродиагностика

В 

Современных детей называют поколением Z. Специалистам очевидно, что это совершенно другие дети, и подход к их обучению должен носить нейропсихологический характер. Чтобы выявить особенности каждого zэтёнка, необходима хорошая нейродиагностика. Логопеды и дефектологи часто обследуют имеющуюся речь со всех сторон и высшие психические функции (ВПФ): память, внимание, мышление. При этом в стороне остаются предпосылки к развитию речи и ВПФ. Грамотную нейродиагностику может провести врач-нейропсихолог или нейропсихиатр в поликлинике.

В 

Процедура обследования занимает много времени, но включает в себя такие параметры, как дифференциация цветов, проверка слуха, пространственного и временного восприятия, способность к переключению движений. Например, ребенок должен повторить за взрослым определенную позу рук (крест-накрест, правый кулак, сжатый в левую ладонь, и т.п.), далее быстро переключиться с правой руки на левую. Если дается с трудом, то и язык плохо переключается. Неизменными параметрами остаются обследование речи, памяти, внимания, мышления, графических навыков.

В 

Нейропсихологические методы обучения

В 

Итак, вы пришли к логопеду с искаженными звуками, а он сразу принялся за постановку. Подход не совсем верный, так как нужно сначала выяснить причину нарушения. Если это дизартрия, то есть смысл поработать комплексно, укрепляя мышцы не только языка (при слабом языке), но еще и посещая лечебную физкультуру. Иногда у ребенка такие слабые пальчики, что не может идти и речи о постановке звука [р]. Если же мышцы языка напряжены (гипертонус), в комплексе обязателен массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, направленные на расслабление.

В 

При всех речевых нарушениях, особенно при моторной алалии, необходима работа с кончиками пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику рук, находятся рядом с речевыми зонами. Активизируем их с помощью пальчиковых игр, нанизывания бусин, шнуровки, лепим, играем с крупами, вырезаем, рисуем пальчиками.

В 

При фонетико-фонематическом нарушении речи (ФФНР) необходимо первоначально работать над фонематическим слухом и восприятием. Учить различать речевые и неречевые звуки с раннего возраста (в норме с 7 месяцев). Например, определять звучание музыкальных инструментов, шуршание бумаги. Даже крупы, насыпанные в баночку, по-разному гремят: гречка – тихо, перловка – громче. При дислалии и других нарушениях необходим еще и длительный выдох. Поэтому работаем над дыханием: задуваем свечи, дуем в дудочку, на ватку, на пенопластовый шарик.

В 

Упражнения для 1-го блока мозга

Если ребенок в 5-6 лет не хочет ничего делать, развиваем 1-й блок мозга, а точнее, мотивацию. Нет ничего страшного, если логопед порекомендует вам ползать дома, выстраивая туннели из стульев, табуреток, пуфиков. Все занятия должны опираться на эмоциональный фактор: нравится ребенку или не нравится, захочет-не захочет выполнять игровое задание.

В 

Как логопед на занятиях, так и родители дома могут использовать следующие упражнения, направленные на развитие 1-го блока мозга, без чего не будет нормальной речи.

В 

1 упражнение. Телесно-подвижные игры: прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, перепрыгивание через В«преградуВ», прыжки с хлопками над головой, за спиной, под ногой, перед собой, ползание, перекатывание по полу и т.п.

2 упражнение – глазодвигательное. Глазками повели налево, направо, вверх, вниз, по кругу, на кончик носа. Одновременные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

3 упражнение – дыхательное. Кроме вышеперечисленных, делаем четырехфазные: вдох, задержка, выдох, задержка. Сначала лежа, затем сидя и стоя.

4 упражнение. Растяжки рук, ног, вверх, вниз, в стороны. Хорошо расслабляет мышцы тела и развивает ловкость движений.

5 упражнение. Самомассаж – постукивание щек, лба, подбородка, шеи, рук, ног кончиками пальцев, поглаживание ушных раковин, мочек, щек и т.д.

6 упражнение. Релаксация в положении лежа или сидя под музыку.

В 

Упражнения для 2-го блока мозга

Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.

1 упражнение В«Повтори позуВ». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.

2 упражнение В«ХастыВ». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).

В 

image

В 

3 упражнение. В«Угадай часть тела и запомни ее названиеВ». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).

4 упражнение В«Телесные фигуры, буквы и цифрыВ». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.

5 упражнение. В«Рисунки и буквы на спине и на ладоняхВ». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.

6 упражнение В«Предметы с различной фактурой поверхностиВ». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.

7 упражнение на переключение В«ХлопкиВ». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает В«ласточкуВ», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.

В 

Упражнения для 3-го блока мозга

Третий блок мозга следует развивать только у школьников. Прежде всего это задания на планирование деятельности. Например, составление плана и написание сочинения (изложения). Разработка алгоритма для решения задачи. Развитие саморегуляции и контроля через постановку учебных целей и задач. Составление презентаций, проектов.

В 

Двигаясь от простого к сложному и последовательно развивая каждый блок мозга в игровых ситуациях, в 100 % случаев можно добиться успеха в развитии речи и психических функций независимо от причины нарушения. Нейропедагогика творит чудеса, даже без медикаментозного вмешательства.

В 

Юлия Савельева

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Ольга Зайцева
Педиатр, врач высшей категории, стаж более 15 лет
Детская областная клиническая больница
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий